Гриднева Дарья Алексеевна
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов
Цель: поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию. Задачи: 2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса. 3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности. Участники: педагоги ДОО. Форма проведения: мастер-класс. Оборудование: дидактические игра по развитию речи. Материалы для изготовления дидактической игры: круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины с корзинкой от Красной Шапочки. Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Прогнозируемый результат мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов; внедрение в образовательный процесс воспитателями методов и приёмов активизации интеллектуальных и творческих способностей детей.
Ход мероприятия: Вводная часть Педагог - коллегам: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов. Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка. Итак, немного теории…. Что же такое синквейн? Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Существуют определенные правила написания синквейна. Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». Правила написания синквейна. 1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что? 2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие? 3. Третья строка – три слова, слова - действия, описывающие действия в рамках темы. Отвечающие на вопрос: что делает? что делают? 4.Четвертая строка – четыре слова; ребенок составляет предложение из 4 слов, выражает свое мнение о затронутой теме. 5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово. Пример: 1. Лиса. 2. Рыжая, пушистая. 3. Ловит, охотится, крадется. 4. Хитрая лиса охотится на зайца. 5. Дикое животное. А что же такое друдлы? Как они работают? Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Другими словами графическая головоломка, имеющая множество вариантов ответов. Это интересное изобретение придумал американский автор-юморист Роджер Прайс (США) в 1953 году. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Если получится увидеть в картинке - друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления! Например: Игра «Дорисуй картинку» Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать или рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Варианты ответов: спутник, солнышко, НЛО, пуговица на одежде. А если перевернуть? Если дорисовать еще один элемент? (Если дорисовать, то получится человечек.) Основная часть Педагог - коллегам: Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок. «Двери в сказку отворяем, Всех к ней в гости приглашаем» Первое задание Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн?» (На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки. Педагог - коллегам: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев. 1) Он странным образом родился: Из полена появился. Длинный нос, колпак... Узнали? Как же мальчика назвали? (Снимаем с плаката нос.) – А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.) 2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты” – Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.) – По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту). (Снимаем с плаката бант.) 3) Звучит песня Красной Шапочки – Девочка пела в темном лесу: – И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка). (Снимаем с плаката корзинку.) 4) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу: – В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал. – Догадались, кто это? (Незнайка.) – А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.) (Воспитатель снимает с плаката шляпу.) 5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек. – Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.) – А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга? (Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.) – Так, и кто же это у нас получился? По первому морозцу, Педагог - коллегам: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!
Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!» Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн - загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки. Заключительная часть. Педагог - коллегам: В заключение хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание! 14 марта 2023 в 18:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.